Формы поведения животных — Студопедия

Формы поведения животных

Психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Т.е., большое значение имеют безусловные и условные рефлексы. Рефлексы — это ответ организма на воздействие внешней среды, который совершается посредством нервной системы. А какова психика живых существ, не имеющих нервной системы? Чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить, что существуют филогенез — историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции, и онтогенез — история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Необходимо рассмотреть основные ступени развития психики ( по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Сх.5.2

Стадия элементарной сенсорной психики.

Низший уровень: Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужна нервная система. Амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под воздействием света, химический веществ.

Высший уровень. Узловая или ганглиозная нервная система. Паук реагирует на вибрацию. Он опутывает и муху, и любой другой не нужный ему предмет.

Стадия перцептивной психики (воспринимающей).

Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень требует новой стадии развития нервной системы — центральной нервной системы.

Т.е. изменяются условия жизни — изменяется поведение животных, а это приводит к развитию нервной системы. Нервная система, которая развивается, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

Формы поведения животных.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.

Инстинкты — это врожденные, наследственно закрепленные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы — от низших животных (насекомых) до человека. Основные инстинкты — самосохранения, пищевой и сексуальный. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития (инстинкт размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают писк. Если подражать крику коршуна — цыплята затихают, если курице — можно добиться оживленного писка. Но ведь цыплята еще не знают ни коршуна, ни своей матери.

Вырабатываются инстинкты из поколения в поколение в ходе естественного отбора. Это очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда медленно, но непрерывно меняется. Соответственно медленно, на протяжении многих поколений перестраиваются инстинкты, а некоторые, которые перестали быть биологически целесообразными — отмирают (курица не летает).

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможность выживания с самых первых моментов жизни.

Примеры инстинктивного поведения: постройка гнезд, нор, перелеты птиц, запасание пищи на зиму, построение сот, плотин.

Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимые потребности и становится неадекватным.

Н-р, если в сотах проколоть дно, пчела все равно будет носить мед, хоть он вытекает. Бобры строят плотины в зоопарке. Гусенок следует за первым движущимся объектом, даже за заводной игрушкой. Интересно поведение земляной осы-сфекса, которая охотиться за сверчком. Сфекс несколько раз вкалывает жало в тело сверчка. Сначала под шею, затем в часть переднегруди, затем у основания брюшка. В этих трех ударах кинжалом и обнаруживается все великолепие и непогрешимость инстинкта. Сфекс не убивает жертву, а только парализует ее ударами в нервные узлы. Затем за усики втягивает сверчка в нору. Этими живыми консервами питаются его личинки. Но если обрезать усики сверчку, то оса бросает уже парализованного ее сверчка и отправляется за новой жертвой. Почему бы осе не ухватиться за одну из шести ног сверчка? Потому что инстинкт— это жесткая программа, которая срабатывает только тогда, когда все внешние условия строго соблюдены. Недаром говорят, что инстинкт слеп. Таким образом, инстинкты целесообразны в стереотипных условиях и нецелесообразны в постоянно изменяющейся среде. Они производятся автоматически без какого-либо признака разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Навыки — способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате упражнений и повторений.

В основе навыка лежит система условных рефлексов.

Навыки проявляются на более высоком уровне развития животного мира. Чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения, но более гибкая, пластичная, следовательно, более совершенная. Животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации — условный рефлекс и оперантное реагирование.

Условный рефлекс — реакция на раздражитель, который был нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Такие навыки можно сформировать у существ с относительно простым строением нервной системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета. Обезьяны — более высшие животные и у них можно выработать боле сложные навыки. В Сингапуре обезьяны помогали биологам. Животные усвоили команды и приносили с высоких деревьев листья, цветы, которые без достать было бы очень сложно.

Оперантное обусловливание — это механизм реализации навыка. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются действия, которые более полезны: помогают удовлетворить потребность, избегать опасность. Такой вид выработки навыка и называют оперантным ( с лат. — действие) научением. Никто не показывает, животное само действует. Н-р, крысу поместили в клетку с рычагом. Нажимая рычаг, она могла получать пищу. Вначале крыса случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, потом научилась использовать рычаг по назначению. Крыса самостоятельно приобрела навык. (Опыт американского психолога Б.Скиннера).

Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Характерно только для человека (навык письма, чтения).

Выработка навыка у животных — очень длительный процесс проб и ошибок. А в природе не всегда есть такая возможность как пройти курс обучения. Кроме того, при каком-либо изменении надо обучаться заново. Не успеешь — смерть.

Следующая форма поведения — интеллектуальное поведение. Интеллектуальное поведение — простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связи между предметами.

Т.е. животное может «придумать» новый способ решения и более того — перенести этот способ на другую задачу, иногда довольно сложную. Н-р, в лаборатории И.Павлова проводили эксперимент. Шимпанзе Рафаэля обучали заливать водой огонь. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только загасив огонь. Шимпанзе научили это делать это, набирая из бачка воду кружкой. Когда он это научился делать, задачу усложнили. На озере поставили плоты. На одном был Рафаэль и кормушка, перед которой горел огонь. Бачок был на другом плоту. Оба плота соединены мостиком. Рафаэль не брал воду из озера, а шел за водой к бочку. Позднее эксперимент проводили с другими обезьянами. Одна из них не стала переходить по мосту, а зачерпнула воду из озера.

Животные часто действует чаще всего методом проб и ошибок. У них нет второй сигнальной системы, поэтому они не могут обдумывать свои действия, не способны к абстракции, обобщению. Их «разумное» поведение направлено гл.обр. на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно носит конкретно чувственно-двигательный характер. Для того, чтобы установить связь между предметами, животным необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно.

Но опыты немецкого психолога В.Келера показали, что иногда обезьяны быстро находили решение и не путем проб и ошибок, а благодаря «схватыванию». Н-р, на некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку клали короткую палку, а чуть подальше, чтобы не достала лапой, длинную палку. Однако ее длины было достаточно, чтобы достать банан. Обезьяны использовали короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом с ее помощью достать банан. Келер назвал это явление «инсайтом» — озарением. Все происходит внезапно, без опоры на прошлый опыт. Исключительное значение имеет то, что обезьяны используют предметы для достижения своей цели. Им надо обнаружить связь предметов, их отношение друг к другу, надо предвидеть результаты своих действий. Но даже высшие животные не способны к пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики — сознании человека.

5.6. Основные формы поведения животных.

Как уже говорилось, у человека внутренний план деятельности отделен от поведения, а у животных психика и поведение образуют единство.

В большом многообразии различных конкретных актов поведения обычно различают три основных типа: инстинктивное поведение, навыки и разумное (интеллектуальное) поведение.

Только раскрыв их взаимосвязи и взаимопереходы, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития. Рассмотрим коротко каждый из этих типов поведения.

Прежде всего необходимо отметить, что развитие психологически различных форм поведения — есть результат борьбы двух противоположных. внутренне противоречивых тенденций наследственности и изменчивости. фиксированности и подвижности. В каждой форме поведения представлены в той или иной степени обе тенденции, НО ИХ СООТНОШЕНИЕ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ МЕНЯЕТСЯ, и это изменение приводит на некоторых узловых точках развития к КАЧЕСТВЕННЫМ изменениям типа поведения.

Инстинкты. Под инстинктами обычно понимают действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются как бы готовыми. независимо от научения, индивидуального опыта. будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития.

В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет подвижности, для них характерна стереотипичность, т. е. различные инстинктивные акты поведения у различных индивидов (одного вида) остаются в основном в рамках одной общей им структуры. Например, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе, никогда не видевшие, как их родители строят гнезда, всегда строят в основном гнезда такого же типа, что и их предки.

Инстинктивные действия отличаются большой целесообразностью, т. е. приспособляемостью к жизненно важным для организма ситуациям. Однако они совершаются без осознания цели, без предвидения результата — чисто автоматически.

Основными механизмами, посредством которых осуществляется инстинктивное поведение, являются рефлексы (безусловные). На основании этого была сделана попытка свести инстинкт к рефлексу, определив его, как цепной рефлекс.

Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего, потому, что как форма поведения инстинкт предполагает определенную «мотивацию» (потребность), которой он определяется или регулируется. Такая мотивация или потребность проявляется, прежде всего, в определенном состоянии организма, действиями физиологии (поиск пищи, действие половых желез и т. п.).

Итак, инстинктивное поведение характеризуется: а) специфическим способом его мотивации и б) специфическим механизмом его выполнения. На основании вышесказанного, можно дать такое определение инстинктивному поведению:

ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — ЭТО СЛОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ОРГАНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ (биологических потребностей) И ВЫПОЛНЯЕМОЕ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРВИЧНО АВТОМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Надо отметить, что, отличаясь от индивидуально изменчивых форм поведения (навыка и интеллекта), инстинкт теснейшим образом связан с ними. В поведении животного, взятом в конкретной его реальности, обычно функционируют в единстве разные формы поведения.

Например, навык может функционировать внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта. (Клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения; но вначале цыпленок клюет зерна и маленькие камушки, бисер и т.д. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их.

Читайте также  Почему кошки и коты боятся воды

Если говорят об инстинктах человека (пищевом, сексуальном и др.), то эти инстинкты коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят новый термин — влечения.

В индивидуально-изменчивых формах поведения различают навыки и интеллект.

Навыки. Под навыком подразумевают такие новые реакции и действия, которые возникают на основе научения и индивидуального опыта и функционируют автоматически.

Навыки, как и инстинкты, имеются на разных ступенях развития, и на каждой ступени развития они более или менее отличаются друг от друга.

Различный характер навыка существенно зависит, прежде всего, от двух условий: во-первых, от того, как воспринимается ситуация, в которой вырабатывался навык; во-вторых, от организации самого действия, от более или менее фиксированного или подвижного характера навыка.

Навык — «историческое» понятие. На разных ступенях развития он имеет различное содержание. На низших ступенях развития навык по своей слепоте мало чем отличается от самого слепого инстинкта. Но там, где действие направляется дифференцированным восприятием ситуации, и навык приобретает нешаблонный характер, он приближается к разумному действию.

В последнем случае (когда ситуация воспринимается животным дифференцированно) интеллект существует как бы внутри навыка, и в то же время, на последующих ступенях развития, где доминирует интеллект, навык функционирует как бы внутри интеллектуального действия. Как правило, всякое интеллектуальное поведение включает в себя и навыки.

При всем взаимопроникновении навыка и интеллекта, также как навыка и инстинкта, они, вместе с тем, и существенно различны.

Между навыком и интеллектом существует не только различие и единство, но и прямая противоположность, внутреннее противоречие. Развитие интеллекта невозможно без того, чтобы не был сломлен первичный автоматизм. Более подробно виды навыков будут рассмотрены в последующих темах.

Интеллект. Зачатки интеллекта закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличиваются.

«Разумным» действием. в очень широком смысле слова., можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными. существенными для данной ситуации условиями.

Однако способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их соотношения — является, по-видимому, ЛИШЬ ПЕРВИЧНОЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ИНТЕЛЛЕКТА, в неспецифическом смысле этого слова.

ЯДРО ЖЕ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОСТАВЛЯЕТ СПОСОБНОСТЬ ВЫДЕЛИТЬ В СИТУАЦИИ ЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ СВОЙСТВА В ИХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ И ПРИВЕСТИ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С НИМИ.

Выделять же эти существенные свойства и устанавливать реальные зависимости можно, только изменяя ситуацию, т. е воздействуя на нее. Интеллект, в специфическом смысле слова, развивается у человека в ходе исторического развития на основе труда; при этом интеллектуальная деятельность выступает во взаимосвязи со специфической мотивацией в виде познавательной формы интереса к окружающему.

Общие выводы. В итоге анализа инстинкта навыков и интеллекта как трех различных по своей психической природе типов поведения можно сказать, что:

1. Инстинкт, навык, интеллект НЕ ОБРАЗУЮТ КАЖДЫЙ ОСОБОЙ СТУПЕНИ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ. На одной и той же ступени, у одного и того же индивида могут сосуществовать различные типы поведения.

2. На разных ступенях развития ОДИН И ТОТ ЖЕ ТИП ПОВЕДЕНИЯ НЕ ОСТАЕТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ. В процессе развития над более элементарными формами поведения «надстраиваются» новые и, вместе с тем, перестраиваются старые.

3. На каждой ступени развития ИМЕЕТСЯ ОДНА ВЕДУЩАЯ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ, остальные, поскольку они уже сформировались, строятся на ее основе и функционируют как бы внутри нее.

Простейшие формы поведения животных

Таксисы
Одноклеточные существа, находящиеся на нижнем конце лестницы животных, обладают более сложным поведением.
Такова, например, парамеция (рис. 1.5)-крошечный организм, едва видимый невооруженным глазом (длина его 0,25 мм), обитающий в прудах и лужах почти по всему земному шару. Она состоит из одной клетки, снабженной «ртом» и примитивной пищеварительной системой, а на ее поверхности разбросаны участки, чувствительные к свету, теплу, прикосновению и к различным химическим факторам. Парамеция покрыта ресничками, благодаря волнообразному биению которых, направленному назад, клетка передвигается вперед. Парамеция питается бактериями, которых она переваривает, извлекая из них питательные вещества и выбрасывая остальное в воду.
С помощью очень простых автоматических движений парамеция направляется ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности от слишком яркого света. Такая общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения получила название таксиса.
Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией.

Как мы только что видели, таксисы представляют собой реакции организма в целом на определенные раздражения, исходящие от среды. Эти примитивные формы поведения исчезают по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Их место занимают более локализованные и более точные реакции — рефлексы; это уже механизмы, связанные с развитием нервной системы.
За одноклеточными организмами в процессе эволюции следуют многоклеточные, у которых разные группы клеток выполняют разные функции. Хорошим примером служит медуза, тело которой состоит из студенистой массы в форме зонта. Медуз можно встретить, плавая в море (рис. 1.6). У них еще нет мозга, но уже имеется примитивная нервная система, состоящая из нервных клеток, связанных между собой наподобие рыболовной сети. Если прикоснуться к поверхности медузы в каком-то месте, то раздражение быстро распространяется по всей сети, и в результате сокращения мускулатуры животное удаляется от раздражителя. Например, когда краб пытается ухватить медузу своими клешнями, нервная сеть реагирует на это раздражение и животное уплывает в сторону от источника опасности.

Инстинктивное поведение и индивидуальные навыки.

. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существование (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление существует у всех животных.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное.
Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи – насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
индивидуальные навыки.
Теперь необходимо ответить на вопрос, почему возможно данное поведение у животных? Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. На более высокой ступени развития стоят моллюски. Ввиду выгибания пластинок светочувствительные органы приобретают сферическую форму, благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.

У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения – нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного – сетевидная нервная система.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители. Описывая данный вид поведения, Леонтьев А.Н. приводит в качестве примера некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое отправляется к кокону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе, что обнаруживается при прямом контакте с коконом, т.е. на основе осязания.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Биологические формы поведения животных

Следует выделить следующие наиболее общие биологические формы поведения у животных: пищевую, оборонительную, половую, форму поведения, связанную с заботой о потомстве (родительская форма поведения), форму поведения потомства по отношению к своим родителям.

Данные биологические формы поведения являются наиболее общими. Первые четыре присущи всем позвоночным животным и, очевидно, многим беспозвоночным. Пятая форма поведения является более ограниченной по своему распространению. У представителей различных систематических категорий, помимо перечисленных, наиболее общих форм поведения, встречаются и другие специфические биологические формы поведения.

У многих позвоночных животных существует целый комплекс унитарных реакций, строящих игровую форму поведения. У многих видов птиц существует совершенно специфическая форма поведения, построенная из целого комплекса разнообразных реакций, связанная с перелетом. Бобры обладают поведением, связанным со сложным комплексом унитарных реакций, строительная форма поведения. У собак встречаются различные формы охотничьего поведения. В качестве непременного компонента почти всех форм поведения входит ориентировочная реакция.

Биологические же формы поведения включают в себя наряду с врожденными

рефлексами целые комплексы индивидуально приобретенных компонентов, которые входят в построение реакций поведения, тех элементов, из которых строятся биологические формы поведения. При этом врожденные и индивидуально приобретенные рефлексы оказываются объединенными в единые координированные цепи актов поведения.

Термин «биологические формы поведения животных» представляется более подходящим, чем термин «биокомплексы активности», потому что ряд реакций, фор-мирующих эти категории поведения, характеризуется не активностью, а, наоборот, полной пассивностью животного. Например, важнейшим компонентом, входящим в материнскую форму поведения птиц, является реакция, связанная с насиживанием яиц и характеризующаяся полной пассивностью животного.

Различные реакции, проявляющиеся в виде затаивания (при виде врага, при подкарауливании добычи), формирующие соответствующие биологические формы поведения, характеризуются своей пассивностью.

Однако биологическая форма поведения, конструируясь как результат интеграции отдельных реакций, не является простой суммой последних. Это видно из того, что сами унитарные реакции поведения проявляются в зависимости от той формы поведения, которая доминирует в данный момент в поведении животных.

Поведение хищных птиц (соколов, ястребов) зависит от той территории, на которой в данный момент находится птица. Поведение птицы на «территории гнезда» (район вокруг гнезда) резко отличается от ее поведения на «территории добычи» (район, где она охотится). В районе гнезда птица не охотится. Около гнезда ястребов кормятся и гнездятся птицы, которых они не трогают. Однако за этими же самыми птицами ястребы охотятся вне района гнезда. В районе гнезда у птицы доминирует материнская форма поведения и поэтому раздражители, вызывающие обычно реакции, связанные с пищевой формой поведения, не оказывают влияния на птицу. Сходным образом на появление «врага» ястреб реагирует различно, в зависимости от того, на какой территории он находится. Если враг оказывается на территории добычи, ястреб от него улетает. В том случае если он появляется на территории гнезда в период выкармливания птенцов, птица производит предостерегающий полет, а в некоторых случаях производит даже нападение. В данном случае один и тот же раздражитель вызывает у птицы пассивно — или активно — оборонительную реакцию, в зависимости от того, на фоне какой биологической формы поведения он действует.

При доминировании материнской формы поведения, которая проявляется в поведении птицы вблизи гнезда с птенцами, те же раздражители, которые вызывают обычно пассивно-оборонительную реакцию, приводят теперь к проявлению активно-оборонительной.

Приведенные примеры иллюстрируют положение, что биологическая форма поведения, конструируясь как результат интеграции целого ряда реакций, обусловливает проявление или торможение последних. Проявление биологической формы поведения связано с появлением в центральной нервной системе определенного очага стойкого повышения возбудимости. Биологическая форма поведения является внешним проявлением наличия определенного очага повышенной возбудимости в центральных отделах нервной системы, что приводит к возможности наиболее легкого возникновения одних поведения и торможения других. Все эти унитарные реакции поведения, которые возникают на фоне такого очага возбудимости, конструируют соответствующую ему биологическую форму поведения. Однако сам очаг возбудимости обусловливает то, какие унитарные реакции могут проявиться в данный момент в поведении животного.

Читайте также  Клички для собак мальчиков чихуахуа

Обращаясь к причинам, лежащим в основе возникновения того или другого очага стойкого повышения возбудимости в центральной нервной системе, приводящего к проявлению определенной биологической формы поведения, необходимо указать на очевидную роль гуморальных факторов. Так, например, половая форма поведения со всей совокупностью конструирующих ее унитарных реакций проявляется на фоне половых гормонов. Пищевая форма поведения возникает в результате определенных гуморальных сдвигов в крови (голодной крови), несомненно, создающих очаг стойкого повышения возбудимости в определенных отделах центральной нервной системы.

Материнская форма поведения как у птиц, так и у млекопитающих со всей совокупностью конструирующих ее унитарных реакций находится в зависимости от гормональных факторов. Существенное значение в формировании птенцового поведения имеют, видимо, гормоны. Нарушение эндокринного баланса экстирпацией щитовидной железы приводит к длительному сохранению птенцового поведения.

Все эти данные с несомненностью указывают на то, что формирование биологических форм поведения осуществляется при теснейшем участии гормональных факторов. В то же время едва ли возможно допустить, чтобы отдельные реакции формировались при участии специфических гормонов. Только на фоне проявления биологических форм поведения гуморальные факторы оказывают свое влияние и на отдельные типы поведения.

Территориальный тип поведения. Многие животные защищают свою территорию, участки, где они выращивают потомство или монопольно владеют пищевыми ресурсами. Хозяин атакует и изгоняет со своей территории другие особи своего вида. В противном случае пришелец может захватить территорию вместе со всеми находящимися на ней ресурсами. Проявление агрессии в рамках территориального поведения строго ограниченны. Любому животному выгодно защищать свой участок, по возможности не прибегая к атакам, поскольку, любое нападение связано с риском получить ранение. В эволюции сформировались самые разные механизмы, минимизирующие физический урон в пограничных конфликтах. Подлинные сражения происходят довольно редко, потому что существуют специальные «кодексы пра-вил», определяющих, кто выйдет победителем из данной схватки.

Когда соседи встречаются на границе своих территорий, они ведут себя так, как будто в них борются два стремления — спасаться и нападать. Это может проявиться как конфликтное поведение, в котором заметны тенденции и атаковать, и удирать, или как смещенная активность, обычно проявляющаяся довольно странно, поскольку внешне она не имеет никакого отношения к текущей ситуации. Например, чайка во время территориального конфликта может начать яростно выщипывать траву под ногами — совершенно бессмысленная деятельность. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать смещенную активность и у людей. Столкнувшись с тяжелым испытанием или с неприятной социальной ситуацией, человек начинает грызть ногти или кончик карандаша, накручивать на палец прядь волос, есть или пить, не испытывая голода и жажды, иначе говоря, совершает смещенные действия, никак не соотносящиеся с реальной ситуацией.

В эволюции многих видов на основе конфликтного поведения сформировались ритуализованные демонстрации угрозы, направленные против особей, вторгшихся на чужую территорию. Угрозы представляют собой явно прогрессивный шаг по сравнению с настоящими схватками хотя бы потому, что они не причиняют вреда ни одной, ни другой стороне.

Демонстрации угрозы можно наблюдать не только во время территориальных конфликтов. У некоторых видов общественных животных существует иерархия доминирования, организация группы, обеспечивающая доминирующим особям право первенства при выборе пищи, укрытия или полового партнера. Иерархии доминирования поддерживаются за счет угроз со стороны доминирующих особей и за счет умиротворяющего поведения подчиненных. Умиротворяющее поведение удерживает особь-доминанту от атак. Подобное поведение можно встретить и у человека: улыбка или рукопожатие часто выполняет роль умиротворяющих жестов, предотвращающих агрессию со стороны тех лиц, которым эти сигналы адресованы.

Брачной тип поведения. Поведение ухаживания (брачное поведение) помогает животному надежно идентифицировать особь противоположного пола собственного вида, что спасает от напрасной траты гамет при попытках спариваться с неподходящими партнерами. В элементах брачного поведения обычно можно уловить конфликт между стремлениями приблизиться и отступить. По-видимому, ухаживание сформировалось в эволюции именно на основе этого конфликта. Большинство животных, не исключая и общественных, всегда стремятся сохранить некую минимальную дистанцию между особями. Ласточки на телеграфных проводах или утки на бревне всегда сидят на определенном расстоянии друг от друга. Многим, вероятно, случалось испытывать дискомфорт, когда во время разговора собеседник подходил слишком близко, вторгаясь в ту область «экстраперсонального» пространства, в которую человек обычно старается никого не допускать. Вообще говоря, вторжение в такое пространство является угрозой, за которой должны следовать атаки или отступление вторгшегося животного. Однако для того чтобы приблизиться вплотную к партнеру, необходимо сначала преодолеть барьер индивидуального пространства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что противоречивые попытки приблизиться, атаковать и отступить являются частью брачного ритуала.

Социальный тип поведения. Некоторые животные почти не контактируют с себе подобными, тогда как представители многих других видов вне всякого сомнения различного рода кооперации. Для того чтобы поддерживать социальную структуру, животные должны «уметь» общаться с себе подобными. У животных с более сложной социальной организацией, более развиты способы обмена информацией. Всякая коммуникация подразумевает какие-то действия коммуникатора и восприятие сигнала другой особью. Например, люди общаются с помощью звуков и слуха (речь, смех, хлопки в ладоши), зрительных стимулов и зрения (рекламные плакаты, одежда, потрясание кулаком). Птицы, как и мы, обладают хорошо развитым зрением, так что не приходится удивляться, что важное место среди их средств коммуникации занимают движения и окраска оперенья (помимо звуков и слуха). Обоняние у нас развито плохо, поэтому мы не придаем особого значения химическому каналу передачи информации, тогда как многие животные активно пользуются химокоммуникацией. Многие млекопитающие, например собаки, метят свои территории, определяют настроение друг друга, разыскивают пищу и полового партнера с помощью запахов. (У людей даже нет общепринятого слова для обозначения отсутствия обоняния, подобно «глухоте» или «слепоте».) Животные многих видов используют для общения друг с другом особые вещества — феромоны. Самки моли выделяют феромоны, привлекающие самцов; муравьи метят феромонами тропы, чтобы другие особи, ориентируясь по меткам, могли обнаружить источники пищи.

Акустическая коммуникация может быть достаточно сложной, даже если она и не связана с общением посредством языка, который для людей является наиболее существенным путем передачи информации. Звуки, издаваемые сверчками, лягушками или комарами, несут две основные функции: они сообщают слушателю, принадлежит ли издающая звук особь к тому же виду или нет, и помогают партнерам найти друг друга в брачный сезон.

Сигналы тревоги, феромоны, речь и брачные демонстрации, видимо, сформировались в процессе эволюции главным образом как средства общения между особями. Другие сигналы животных, например электрические поля рыб и ультразвуковые сигналы китообразных, тоже включаются в систему коммуникации. Однако эво-люционное развитие этих сигналов было, вероятно, связано с другой их функцией, они позволяли животному обнаруживать окружающие объекты.

Социальные организации животных, как и все в живой природе, отбирались в эволюции постольку, поскольку они способствовали успеху размножения. Волк или морской слон, например, могут оставить больше потомков, будучи членами примитивной социальной структуры, чем отдельная особь. Коль скоро такая структура возникла, начинается отбор в направлении совершенствования взаимодействий при охоте, обороне и выращивании потомства, а также коммуникации, без которой вза-имодействие невозможно.

Формы поведения животных — Студопедия

Поведение животных

Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы. Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Реакции могут быть самыми различными: от простейших движений на свет до брачных игр и защиты территории. Изучают поведение этология , зоопсихология и другие науки. В настоящее время для этого нередко используются современные технические средства: видео- и звукозаписывающие устройства, миниатюрные датчики, имплантированные в тело животного, и т. п.

Поведение можно условно разделить на врождённое и приобретённое. У растений все формы поведения являются врождёнными, в то время как у животных (особенно у высокоорганизованных) просматриваются оба типа поведения.

Врождённое поведение наследуется организмом от предков; простейшими формами врождённого поведения являются ориентация, таксис и кинез. Ориентация – это изменение положения отдельных частей организма по отношению к опоре или друг к другу. Таксис – это направленное движение всего организма в целом, вызванное внешним стимулом. Кинез , в отличие от таксиса, – реакция ненаправленная, зависящая от интенсивности стимула, но не от его направления. В качестве примера можно привести поведение мокриц в камере, разделённой на сухую и влажную половины. Мокрицы скапливаются во влажной половине, проявляя тем самым положительный гидротаксис. С другой стороны, если сравнить скорость беспорядочного движения мокриц в сухой и влажной камере, то выяснится, что на сухой половине, пытаясь найти более подходящие для себя условия, они двигаются быстрее – это пример кинеза.

Более сложной формой поведения является рефлекс . Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия. Безусловные рефлексы, как правило, не требуют координации со стороны головного мозга, однако могут видоизменяться под его влиянием; в этом случае рефлекс будет называться условным.

Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:

Защита занимаемой территории от других особей вида. Поисками территории обычно занимается самец; нередко он метит границы своей территории, оставляя пахучий след. При движении посторонних вглубь его участка самец использует для отпугивания угрожающие звуки, позы и телодвижения; иногда могут происходить и драки. Наиболее слабые особи часто не получают своей территории, что способствует выживанию сильнейших.

Смещённая активность. Нередко во время стресса животное начинает осуществлять деятельность, никак не связанную с данной ситуацией. Так, человек может кусать ногти или барабанить пальцами по столу во время нервных стрессов. Сходная форма поведения существует и при переносе активности на другой объект, который не может быть пусковым стимулом (например, раздражение против кого-то, кто не является виновником произошедших событий).

Социальная иерархия – расположение животных в постоянных или временных сообществах по рангам. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности животного и обычно устанавливается при помощи каких-то агрессивных форм поведения. Социальная иерархия уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием и размножением, избавляет животных от лишних драк и повышает жизнеспособность вида в целом. Термин «социальная иерархия» можно применить и к человеческим сообществам.

Многие формы поведения повторяются регулярно с той или иной периодичностью (от нескольких минут до нескольких лет). В этом случае говорят о биологических ритмах . Частота может задаваться как какими-то внутренними причинами («биологические часы»), так и внешними стимулами (смена дня и ночи, лунные фазы, времена года).

Реакция животных на стимулы в значительной мере зависит от множества внешних или внутренних факторов. Так, реакция на пищу у животного, испытывающего голод, будет другой, нежели у сытого животного. В свою очередь, внешняя опасность может заставить животное подождать с едой до тех пор, пока опасность не минует. Совокупность подобных факторов называется мотивацией .

У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Читайте также  Сколько живут сфинксы лысые и голые кошки?

Можно выделить следующие формы научения:

— привыкание – угасание реакции на повторяющийся стимул, не подкрепляемый поощрением или наказанием;

— условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;

— научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;

— импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно;

— латентное научение – исследование новой обстановки, которое не имеет непосредственной необходимости сейчас, но будет иметь жизненно важное значение в дальнейшем;

— инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).

Формы поведения животных — Студопедия

16.1. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Животным присущи следующие формы поведения, которые складываются из унитарных реакций:

врожденный рефлекс — безусловно-рефлекторная реакция, которая служит одним из главных механизмов адаптации в животном мире;

безусловные рефлексы — врожденные, они почти сходные у всех лошадей и передаются по наследству;

инстинкт — более высшая форма врожденного поведения;

условный рефлекс — наиболее изученная форма поведения;

мышление — высшая форма поведения, доминирующая у человека.

У высших животных (и лошади не исключение) доказано наличие элементарной рассудочной деятельности. Примером может служить инсайт — внезапная оценка ситуации и принятие правильного решения, т. е. осуществление новой реакции без проб и ошибок — озарение! Инсайт можно рассматривать как способность к образному мышлению.

У лошадей высокоорганизованная нервная система. Нервные ткани и клетки тесно связаны с костной основой экстерьера. Эти связи и функции обусловлены рефлексами (условными и безусловными). Условные рефлексы возникают в процессе онтогенеза в ответ на внешние раздражители. Лошадь способна достаточно быстр вырабатывать и сохранять на долгие годы условные рефлексы, что обеспечивает человеку возможность управления ее поведением. Иногда такие рефлексы имеют и нежелательную направленность, когда лошадь негативно реагирует на какие-либо ситуации. В большинстве своем лошади добронравны и при правильном воспитании полностью подчиняются человеку.

Тип нервной деятельности определяет особенности поведения. По возбуждению и торможению различают 4 типа высшей нервной деятельности:

сильный уравновешенный инертный. Лошади спокойные, медленно осваивают новую обстановку, пугливы. Работоспособность восстанавливается медленно;

сильный уравновешенный подвижный. Лошади активны, энергичный, спокойны, с высокой воспроизводительностью и быстрым востановлением сил;

сильный неуравновешенный, или возбудимый. Процесс возбуждения преобладает над торможением. В нормальных условиях проявляют повышенную работоспособность, а при повышенной нагрузке работоспособность падает;

слабый тип. Слабые процессы возбуждения и торможения. Лошади пугливы, норовисты, непослушны. Отличаются пониженной работоспособностью.

Лошади обладают очень разным темпераментом (реакцией организма на раздражители), что обусловлено состоянием и возбудимостью центральной нервной системы. Живым темпераментом обладают лошади быстрых аллюров, спокойным — тяжеловозных и упряжных пород. Есть неуравновешенные, возбудимые, порой безудержные лошади, а есть с заторможенными реакциями и просто ленивые. Нрав лошади зависит, в отличие от темперамента, от воспитания. Лошади бывают добронравными и злобными.

У лошади очень хорошо развиты рефлексы позы (видоспецифические сигналы). Позы служат ей способом общения. У отдыхающей лошади заднее копыто подобрано, голова опущена, глаза полузакрыты, нижняя губа отвисает. Возбужденный жеребец гарцует вокруг кобылы, задрав голову вверх и подняв хвост. Испуганная лошадь прижимает уши и выглядит напряженной и настороженной.

Лошадь обладает хорошей зрительной, слуховой и тактильной памятью, например помнит дорогу, по которой проходила несколько лет назад. Она реагирует на музыку: при «нелюбимой», прижимает уши, скалит зубы, трясет головой, выражая свое неудовольствие, а при любимой прикрывает глаза, отпускает нижнюю губу и расслабляется.

Заботливого хозяина лошади встречают тихим ржанием, кладут голову на плечо, губами перебирают волосы на голове, а при виде человека, причинившего им в свое время обиду, скалят зубы, прижимают уши и начинают разворачиваться задом. Удар задними конечностями для лошади — наиболее эффективный способ защиты и нападения.

Лошади подвержены различным дурным привычкам, возникающим, как правило, при конюшенном содержании без работы и при недостатке движения или в результате неправильного воспитания, плохой наследственности, большой нагрузки, некачественного кормления и др.

Установлено более 40 форм и аномалий поведения лошадей в природных и хозяйственных условиях. К аномалиям поведения лошадей относятся злобность, пугливость, норовистость, неповиновение, боязнь подковки, брыкание, лягание, кусание, становление на дыбы, удары головой, водобоязнь, попятное движение и др. Чаще встречаются «прикуска» и «медвежья качка». Наличие трудноизлечимых привычек сужает область использования этих животных.

Домашние лошади не утратили до конца инстинкты и повадки своих диких предков. Они так же охраняют территорию, воспитывают потомство и скучают без компании.

Пищевое поведение. Лошади свободно кормятся во время пастьбы. При этом они захватывают пучок травы верхней губой, втягивают его между резцами и откусывают. Найдя пригодный участок для выпаса, лошадь стоит на месте до тех пор, пока может достать растительность головой, вытягивая шею и не изменяя положения; тела. Затем переступает на шаг или два и продолжает пастись или: переходит на другое место. Обычно лошади выбирают буйно разросшуюся растительность. Чем больше пучков травы откушено (до 90. 100), тем длительнее период жевания (20. 30 с). У 6-недельного жеребенка, начинающегося пастись, еще недостаточно развиты зубы, и он, откусывая небольшое количество травы, затрачивает на пережевывание 10. 15 с. Частые интервалы и короткие периоды пастьбы связаны и с физическим утомлением — при пасьбе передние конечности жеребенка полусогнуты.

Часто лошади, главным образом жеребята, обгрызают в загонах ограду, кору деревьев, компенсируя тем самым дефицит некоторых веществ, хотя и не исключено, что некоторые занимаются этим от скуки. Лошади с высокой двигательной активностью быстрее других находят в незнакомой обстановке кормушку и начинают кормиться, но при этом тратят на еду меньше времени, потребляют меньше овса и выделяют меньше кала, чем лошади с малой питательной активностью.

Половое поведение. Половые поведенческие реакции связаны со слуховыми, визуальными и осязательными восприятиями, у самцов они характеризуются динамичностью, а у самок — внешней статичностью.

У жеребцов половой акт совершается рефлекторно с участием безусловных и условных рефлексов. Поведение жеребца при спаривании включает в себя определенные фазы.

Поиск полового партнера проявляется главным образом в условиях примитивного разведения.

Эрекция у некоторых возбудимых жеребцов может проявляться еще до визуального контакта с кобылой, но у большинства — при её «обследовании». Обнюхивая у кобылы верхнюю губу, пах, наружные половые органы, жеребцы расширяют ноздри, поднимают верхнюю губу, иногда слегка ржут. Сильное возбуждающее действие оказывает запах мочи кобылы в охоте. После получения эротических стимулов у жеребца наступает эрекция — половой член наполняется кровью и становится напряженным. У энергичных жеребцов эрекция может наступать при виде кобылы, еще до обнюхивания, а у не очень энергичных или старшего возраста — только при садке.

Обнимательный рефлекс включает в себя садку на кобылу и обхватывание ее передними ногами.

Введение полового члена в вагину сопровождается характерным и движениями крупа. После садки жеребец лежит на кобыле, обняв ее передними конечностями в области ложных ребер, тогда как задние конечности приближены к задним ногам кобылы. Во время полового акта жеребец стремится вцепиться зубами в холку кобылы. Эякуляция наступает примерно через 13 с по окончании движений крупом. Непосредственно перед эякуляцией половой член прижимается к стенкам влагалища. В момент эякуляции у жеребца наблюдаются ритмические движения хвоста в вертикальном направлении. По окончании эякуляции жеребец сползает с кобылы, его половой член расслабляется.

У кобылы физиологическое состояние готовности к спариванию называется эструсом (обыденное название «охота»). Кобылы приходят в охоту регулярно через 3. 4 нед, но возможны и более длительные интервалы. Охота состоит из 8 стадий, первая из которых — готовность к спариванию, причем длительность эструса составляет 3. 10 сут, чаще 4. 6 сут. У кобыл легких пород пери» од охоты, как правило, короче. Проявление охоты в большей степени зависит от освещенности и в меньшей — от окружающей температуры. Оказывается, что кобылы, содержавшиеся при искусственном освещении, приходят в охоту намного раньше, чем при естественном освещении, а в условиях темной неосвещенной конюшни приход охоты еще более отодвигается. В период течки наряду с изменением состояния половых органов (набухания вульвы и влагалища, истечения слизи) меняется и поведение: прикосновение к вульве вызывает «мигание» петли, кобыла трется о других лошадей и нередко вспрыгивает на них. Она часто принимает позу, характерную для мочеиспускания, мочится, выгибая спину, опуская таз и отводя хвост в сторону. Внешнее проявление охоты может быть как резко выраженным (дикая охота), так и слабым (тихая охота).

После выжеребки кобыла вместе с жеребенком сразу же возвращается в табун. В исключительных случаях они несколько дней укрываются в лесу. Жеребенок быстро начинает поедать растительный корм — в возрасте 14 сут он уже может самостоятельно пастись. К этому времени приурочено прорезание зацепов, а затем прорезаются и средние резцы. Жеребята часто отдыхают. Частота периодов отдыха с возрастом уменьшается. В период молочного вскармливания жеребята обычно находятся в непосредственной близости от матери, затем расстояние увеличивается. Значительный фактор вмешательства в жизнь жеребенка — отбивка от матери; важно сразу же сдружить группу жеребят-отъемышей.

При анализе поведенческих реакций было интересно узнать, как лошади узнают друг друга. Две ранее незнакомые лошади в манеже обычно идут навстречу друг другу, поставив уши вперед, и затем принимаются обнюхивать друг у друга вполне определенные части тела: особенно излюбленные области — ноздри (нос предельно приближается к носу незнакомца). Затем хвост, холку, шею, бока и пах.

Какова же роль визуальной информации? В манеже установили чучело лошади и поочередно впускали лошадей. Все они обходились с чучелом, как с живым собратом, а некоторые даже пытались покусывать чучело за ноги и шею, как это принято при знакомстве. Если в манеж впускали сразу двух лошадей, нередко наблюдали сцены ревности и желание завоевать расположение «молчаливого незнакомца»; когда одна лошадь становилась рядом, другая старалась протиснуться между ними. Устанавливали лист картона, на котором в полный рост была нарисована лошадь; с изображением лошади знакомились, как с живым собратом, — вошедшие в манеж обнюхивали именно изображение. Положительно было воспринято и очень приблизительное изображение лошади на картоне были ноги, как колонны, вместо хвоста метелка, торс в виде прямоугольника и голова напоминала коробку. Удивительно но большинство лошадей обходились с этим «шедевром абстракцилнизма», как с живой лошадью, приветствовали его. Однако если рядом ставили реалистическое изображение, то лошади предпочитали его. Когда в схеме отсутствовали ноги и хвост, то лошади перестали интересоваться подобным «уродцем».

Адаптация. Лошади способны в таких специфических условиях, как влажный климат, тяжелые почвы, питание грубым кормом, высокие и низкие температуры, сохранять здоровье, хорошую упитанность и высокую производительность, т. е. высокую приспосабливаемость (адаптацию). Как правило, здоровые животные хорошо переносят все эти условия, сохраняя в норме основные показатели. Наиболее ярко это проявляется при пробегах на 100. 400 км и более.

Лошадь относительно позднеспелое животное, полное ее развитое заканчивается к 5. 6 годам. Продолжительность ее жизни меньше, чем других сельскохозяйственных животных. В обычных ч ловлях она доживает до 20. 22 лет, в заводских — до 25. 30 лет, сохраняя способность к работе и воспроизводству. Отмечены случаи долголетия (32 года). В целом все зависит от условий кормления, содержания, ухода и использования лошади.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: