Биология. § 33. Особенности размножения рыб

Особенности размножения и развития рыб.

раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.

Развивающие:

формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации

развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;

развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе

формировать научное мировоззрение.

словесный: объяснительная беседа, рассказ;

самостоятельная работа, работа в парах

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, микроскопы

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: Мониторинг повышения качества обучения (Д.Блум).

Постановка целей и задач

Изучение нового материала

Подведение итогов. Рефлексия

1.Организация класса

2.Актуализация знаний (вводная беседа)

Сегодня вы сами определите тему урока на основе моего рассказа. Огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы останавливаются и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Куда и зачем направляются эти рыбы?

Ребята, как вы думаете какова тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Особенности размножения и развития рыб». Запишите число и тему урока.

-Ребята, что такое размножение?

Это процесс, при котором происходит увеличение числа особей вида.

-Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

3. Постановка целей и задач урока

Установление логической связи между уроками, цели урока.

Сегодня мы изучим процесс, который обеспечивает существование целого вида, в то время как изученные нами ранее процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, выделение, кровообращение) обеспечивали существование лишь одной особи.

Теперь попробуйте сформулировать цель урока, что вы должны узнать на данном уроке?

4. Изучение нового материала

4.1.Органы размножения рыб.

. Работа с микроскопом . Изучение икринки рыбы.

Omne vivum ex ovo — всё живое из яйца. Вильям Гарвей. О икре значение, икра осетровых.

Рыбы раздельнополые животные, т.е. среди них встречаются самцы и самки. По внешним признакам у большинства видов рыб нельзя различить самку и самца. И только изучив внутреннее строение, можно узнать – самка перед вами или самец.

У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцеклетки (икринки). Самка речного окуня имеет непарный яичник. У самцов – пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками, которые содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием перед анальным плавником. Размножение у рыб половое. Самки вымётывают икринки в воду , самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Оплодотворение у рыб наружное, происходит в воде.

4.2 Особенности развития рыб.

Прочитайте текст (задание №1) и заполните схему.

Оплодотворённая икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь. Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Запишите стадии развития рыбы в виде схемы.

1. Какие стадии должна пройти оплодотворенная яйцеклетка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

Стадии развития рыб:

яйцеклетка —— ? —— ? —— ? ——взрослая рыба 1 балл

2. Определите отличие личинки рыбы от малька. 1 балл.

3. Какой тип развития характерен для рыбы. Непрямое.

Проверка задания.

Задание №2 ( 8 баллов).

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается…………..

Проверка задания.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Когда начинают размножаться рыбы? Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно.

Год наступления половозрелости

Тугун, пескарь, щиповка 2 — 3

Ряпушка, плотва, елец, окунь, ерш 3 — 4

Хариус, щука, карась 4 — 5

Корюшка, сиг валек 5 — 6

Стерлядь, омуль, таймень, чир, нельма, муксун, 6 — 12

Осетр сибирский 17 — 24

Во время размножения внешний вид рыб меняется (размеры, окраска, форма тела — связано с условиями существования, заботой о потомстве, поиском партнёра для спаривания). Как в биологии называется этот процесс? Половой диморфизм — о тличия между особями разных полов одного вида.

Половой диморфизм наиболее резко выражен у глубоководной рыбы-удильщика церации. У неё самец карликовых размеров(1,6 см), прирастает к жабровой крышки во много раз более крупной самки(1,1м) и существует за счёт её соков, т. к. у него нет зубов и кишечник не развит.

4.3 Миграции. Проходные рыбы.

Прочитать текст учебника стр. 161 – 162 раздел «Миграции».

Выполнить следующие задания:

1) Найти определение термина «миграция». 1 балл

2) Что такое нагул и нерест? 1 балл.

3) Какие рыбы называются проходными рыбами? 1 балл.

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. ( Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения).

Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососёвые), а другие, наоборот, уходят из рек в море (речной угорь) – это так называемые проходные рыбы. Приплыв в благоприятные для развития потомства воды, рыбы приступают к размножению. Проходные рыбы — рыбы, которые часть жизненного цикла проводят в море, а часть — во впадающих в него реках.

Жизненный цикл лосося (видеоролик)

Почему большинство лососевых погибают во время миграций.

Проверьте себя :

Нерест — период размножения рыб

Миграция – это перемещение рыб на большие расстояния.

Проходные рыбы – это рыбы

4.5.Забота о потомстве. Разнообразие форм заботы.

Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут — не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Нужна ли шука своим деткам? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? 1 балл.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Проанализируйте ее, что это за информация заключена в таблице?

У разных видов рыб количество икринок различно: треска вымётывает до 10 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн.; морской конёк, трёхиглая колюшка – несколько десятков икринок.

Из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает ничтожное количество рыб. Это обусловливается значительной смертностью на ранних этапах развития икринки и личинки. Так, из 400-500 тыс. икринок, выметанных осетром, только 40 особей достигает половой зрелости, а у леща и того меньше. До половозрелого возраста у него доживает от 16 до 45 особей, а на нерест из них могут прийти только 2-3, а остальные отлавливаются промыслом.

Отчего зависит число икринок у разных рыб? 1 балл.

Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Имеются рыбы, которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

Чаще всего рыбы вымётывают икру и не проявляют впоследствии заботу о потомстве. Какие

рыбы не заботятся о потомстве? К таким рыбам относятся треска, щука, сазан, окунь. Малькам этих рыб не повезло. В большинстве случаев они погибают: поедаются хищниками, заражаются паразитами, погибают при неблагоприятных условиях. А вот малькам таких рыб, как трёхиглая колюшка и тиляпия, повезло больше, т.к. о них заботятся.

Существуют рыбы, для которых характерно живорождение. Может кто-то знает примеры живородящих рыб?

Акулы, аквариумные рыбки – гуппи. У этих рыб икринка не вымётывается в воду, а остаётся в яйцеводе. Зародыш развивается в брюшной полости самки.

Сделайте вывод, от чего зависит форма заботы рыб о потомстве?

Форма заботы рыб о потомстве зависит от количества образуемой икры.

Большое количество икры является приспособлением рыб к жизни в воде, т.к. в водной среде трудно спрятать икру; приспособление способствует выживанию вида.

Учёные, которые занимаются изучением рыб, называются ихтиологами .

Зачем необходимо изучать размножение рыб ? Размножение рыб необходимо изучать, чтобы контролировать численность рыб, особенно промысловых и редких видов. Также развитие рыб помогает ответить на вопрос, как шло развитие жизни на Земле.

5.Закрепление.

Решение биологических задач: 3 балла.

Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

Почему щука, окунь нерестятся раньше других рыб (леща, карася, линя), также откладывающих икру на растительности? В чем заключается биологический смысл данного явления?

Ранний нерест щуки и окуня имеет защитное значение для обеспечения развития их икры и молоди, так как проходит в период, когда хищников еще нет либо они малоактивны. Кроме того, сроки нереста щуки и окуня — приспособление к обеспечению их молоди пищей. Раннее икрометание щуки обеспечивает её молоди корм в виде молоди других рыб, нерестующих позже. К моменту их массового появления молодь щуки уже достигает значительных размеров и переходит на хищное питание.

Работа с терминами.

Выберите букву, которая соответствует правильному ответу (самостоятельная работа) Я МОЛОДЕЦ

Размножение и развитие рыб. Особенности их поведения

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также  Остеосаркома у кошек

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Размножение и развитие рыб. Особенности их поведения»

Большинство видов рыб раздельнополые животные. Для них характерно только половое размножение. У некоторых видов встречается половой диморфизм. Самки могут быть крупнее самцов. Самцам свойственны более яркая окраска, удлинённые плавники. Но у большинства видов рыб самцы и самки внешне трудноразличимы.

Рассмотрим строение половой системы рыб. У самок в полости тела находится большой мешковидный яичник, в котором созревают половый клетки – яйцеклетки, или икринки. Самцы имеют пару длинных семенников, которые в период размножения заполняются густой белой жидкостью – молоками, содержащими огромное количество сперматозоидов. От яичников и семенников отходят протоки, которые открываются наружу половым отверстием.

Время наступления половой зрелости различается у разных видов. Например, окунь становится половозрелым на втором году жизни, сазан – в четырёхлетнем возрасте, а мелкие аквариумные рыбки, например гуппи, созревают уже к двум месяцам.

При созревании половых клеток у рыб появляется инстинкт размножения. У некоторых рыб перед размножением появляется «брачный наряд», который позже исчезает. Брачный наряд нерки ярко-красного цвета, только голова остаётся зелёной. Самцы бычка-кругляка становятся полностью чёрными; брюшко самца колюшки из серебристого становится красным.

Меняется и поведение рыб. У некоторых видов рыб отмечается сложное поведение половых партнёров, особенно сложные ритуалы наблюдаются у цихлид. Причём эти рыбы отличаются тем, что выбирают себе партнёра в соответствии с собственными взглядами, например, в аквариуме их невозможно принудить вывести потомство с «несимпатичными» представителями противоположного пола. Иногда они выбирают одного партнёра на всю жизнь.

Одни виды рыб живут и размножаются в одном месте, а другие виды совершают массовые передвижениямиграции – в места, наиболее благоприятные для размножения. Например, лососевые рыбы (кета, нерка) устремляются из моря в верховья рек. Они двигаются огромными косяками против течения и преодолевают на своём пути множество препятствий. Европейские угри, напротив, во взрослом состоянии живут в реках Европы, но для нереста совершают длительную миграцию в Саргассово море, где на глубине около 200 метров нерестятся.

Рыбы, совершающие миграции для размножения из рек в моря или из моря в реки, называются проходными.

Многие озёрные рыбы поднимаются вверх по рекам. Например, озёрные форели обитают в озёрах с чистой водой. Для нереста они поднимаются в реки, впадающие в озеро.

Большинство видов рыб имеют наружное оплодотворениеоно происходит в воде. Самки вымётывают икринки, а самцы проплывают над икрой и поливают её молоками. Сперматозоиды проникают в икринки, и происходит оплодотворение.

Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом.

Количество икры, которое мечет самка, изменяется в широких пределах (от единичных икринок до миллиона). Луна-рыба вымётывает до 300 миллионов икринок, треска – до 10 миллионов. Рыбы, образующие большое количество икры, не заботятся о потомстве. Огромная плодовитость рыб – выработавшаяся в процессе длительной эволюции приспособленность, которая обеспечивает их выживание. Икринки, личинки и мальки беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи и сами рыбы. Поэтому лишь немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.

Икра некоторых видов свободно плавает в воде, других прикрепляется к водным растениям, поверхности камней и других подводных предметов.

Лососевые вымётывают до 4 тысяч икринок, закапывают их в грунт реки и несколько дней охраняют гнездо.

Самки колюшки откладывают около 100 икринок. Самцы колюшек строят шаровидное гнездо из частей растений и скрепляют его слизью. Они охраняют гнездо, ремонтируют его, подгребают плавниками свежую воду.

Рыбы, у которых выражена забота о потомстве, вымётывают гораздо меньшее количество икринок.

Самцы тропических лабиринтовых рыб, например, гурами, из пены строят плавучее гнездо, куда помещают икринки. Интересно, что самки после икрометания изгоняются самцом и о потомстве не заботятся. Интересно заботится о потомстве тиляпия – рыбка вынашивает икринки во рту, но и после выхода молоди в случае опасности мальки быстро заплывают в большой рот родителя и находятся там, пока обстановка не станет спокойной.

Рыбы каждого вида размножаются только при определённой температуре, солёности, насыщенности воды кислородом. Одни виды рыб размножаются весной, другие – летом, третьи – в осенне-зимний период.

Например, речной окунь начинает нерест сразу после таяния льда. В этот период его окраска становится яркой. Окуни собираются стаями, самки вымётывают до 300 тысяч икринок на водные растения. Они склеены в виде лент. После того, как произошло оплодотворение, икринка делится много раз, в ней образуется зародыш. Через 9 – 14 суток после оплодотворения формируется личинка. Она покидает оболочки икринки и выходит в воду. Вышедшая из икринки личинка первое время малоподвижна и питается за счёт остатка желточного мешка. По мере расходования желтка личинка переходит к активному питанию. Она поедает мелких планктонных рачков и других беспозвоночных животных. Постепенно личинка подрастает, происходят изменения в её строении, на теле появляется чешуя, и она превращается в малька. Он внешне схож со взрослой особью. Малёк окуня быстро растёт и за один год достигает длины около 10 сантиметров.

У некоторых видов акул (куньи акулы, молот-рыба) и скатов (хвостоколы) встречается живорождение. Зародыш развивается в теле матери и получает через кровь от неё питательные вещества. По окончанию развития молодое животное выходит из половых путей и сразу же начинает самостоятельную жизнь. Самка тигровой акулы очень плодовита. Она рождает от 30 до 50 акулят длиной около 50 сантиметров.

Для многих видов акул и скатов, аквариумных рыбок гуппи, меченосцев характерно яйцеживорождение. В этом случае происходит внутреннее оплодотворение. Икринки находятся в половых протоках самки до вылупления потомства. Зародыш получает питательные вещества из икринок.

Акулы имеют очень крупные яйца. Например, яйцо китовой акулы достигает более 50 сантиметров в длину. Обычно они откладывают их поодиночке в укромное место, после чего ни один из родителей не оказывает потомству никакого внимания.

Благодаря живорождению и яйцеживорождению обеспечивается существование рыб с невысокой плодовитостью.

Итог урока. Для рыб характерно только половое размножение. У самок в полости тела находится один или два яичника, в котором созревают яйцеклетки, или икринки. Самцы имеют два семенника, в которых образуются молоки со сперматозоидами. Оплодотворение у большинства видов происходит в воде. У некоторых видов встречается живорождение и яйцеживорождение. В период размножения для рыб характерно сложное инстинктивное поведение – нерест. Он может сопровождаться нерестовыми миграциями и заботой о потомстве. В своём развитии рыбы проходят несколько стадий: в икринке развивается зародыш, далее формируется личинка, которая покидает оболочку икринки, выходит в воду, претерпевает ряд изменений и превращается в малька, который внешне уже схож со взрослой особью.

Как могут размножаться рыбы — с особенностями и описаниями характерных случаев развития

Жизнь рыб довольно удивительна и разнообразна. Некоторые их виды размножаются, метая икру. При этом существует множество способов такого размножения. В одних случаях, икринки развиваются без оплодотворения их самцом, в других — оплодотворение необходимо. Также существуют живородящие виды особей. Рыбы могут размножаться при различных условиях и разными методами. Появившись на свет, маленькие детеныши по-разному подготовлены к самостоятельной жизни. Итак, как размножаются рыбы?

Особенности размножения рыб

Рыбы раздельнополые животные. Самки образуют яйцеклетки – икринки, которые развиваются в яичниках, имеют тонкую, полупрозрачную мембрану для быстрого и легкого оплодотворения. Передвигаясь по яйцеводах, выходят через наружное отверстие расположенное вблизи ануса.

Окунь

Самцы формируют сперматозоиды, в парных семенниках – молоках, представляют собой систему канальцев, которые впадают в выводной проток. В семяпроводе есть расширенная часть – это семенной пузырек. Выметывание икры и выделение семенной жидкости происходит почти одномоментно.

Исключение — каменный окунь, обладает половыми железами двух полов, но созревают они не одновременно, что предотвращает самооплодотворение.

Каменный окунь

Для рыб характерно только половое размножение, путем слития мужских и женских половых клеток.

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания. Одни перемещаются из морей, в устья впадающих в них рек, другие наоборот устремляются к морям.

Если в связи с неблагоприятными условиями рыбам не удалось отнереститься, им свойственна резорбция икры и молок (постепенное рассасывание полового материала).

Оплодотворение в большинстве случаев внешнее, развивается личинка вне организма самки (живорождение встречается редко).

Рыбы откладывают икру в огромных количествах (от 100 тыс. до миллионов икринок). Такая плодовитость обеспечивает сохранение рода, ведь не все икринки будут оплодотворены, а часть вовсе погибнет.

Что такое партеногенез и гиногенез?

Партеногенез представляет собой один из способов размножения, при котором оплодотворение самцом не требуется. Икринки развиваются до момента дробления, после чего, соседствуя в нерестовых буграх с оплодотворенными икринками, начинают свое развитие таким способом. Только из полностью развитых икринок появляются мальки. При таком способе рыбам удается сохранить всю кладку яиц, не допуская загнивания икринок. Партеногенезом размножаются следующие виды особей:

  • сельдь;
  • осетровые;
  • лососевые;
  • карповые и некоторые другие виды.

Стоит отметить, что большинство икринок, развиваясь партеногенезом, все же погибают, лишь небольшая часть доживает до стадии вылупления. Лишь у иссыккульского чебачка такой способ размножения приводит к появлению большого количества жизнеспособного потомства.

Гиногенезом является метод рождения мальков без оплодотворения их самцами этой особи. При таком способе рождаются мальки только женских особей. Оплодотворение икринок происходит за счет сперматозоидов самцов других видов рыб, которые проникают в икринку, находясь поблизости. После того как оплодотворение произошло, икринка начинает свое развитие.

Стадии развития рыб

Когда яйцеклетки выметаны, сперматозоиды могут попасть в икринку через специальное отверстие – микропиле. После слияния половых клеток мембрана икры становится более проницаемой (адсорбирует воду), прочной.

Читайте также  Как плавают хомяки

После завершения оплодотворения в икринках образуется зигота, в которой идет многократное деление с формированием многоклеточного зародыша. В брюшной области сохраняются остатки желточного мешка, который обеспечивает питание личинки в первые дни.

Стадия личинки начинается с разрыва оболочек икринки, когда сформированная особь выходит наружу и начинает самостоятельно питаться (одноклеточными, рачками, водорослями). Форма тела вытянутая, большие глаза, плавники отсутствуют.

Личинка в первые дни неподвижно висит, прикрепившись к какому-то субстрату, после исчерпания запасов питательных веществ начинает активно передвигаться в поисках пищи. В этот период начинает закладываться чешуя. У маленьких рыб функционируют временные органы, нужны для выживания в новой среде:

  • Плавниковая складка;
  • дополнительные внешние жабры;
  • кровеносные сосуды.

Эта стадия названа также критической, если личинки не сможет найти еду, то случится их массовая гибель.

Для стадии малька характерно редуцирование временных органов и формирование строения как у взрослых особей. С этого этапа рыба выглядит как все представители вида, только меньших размеров. Тело полностью покрывается чешуей, образуются плавники всех видов.

Взрослая рыба имеет полностью сформированные системы и органы, покрыта слизью и чешуей, имеет железы, органы чувств. Обретая половую зрелость, вскоре начинают размножаться.

Половой способ размножения

Как правило, многие виды рыб являются однополыми. Однако, среди таких особей встречаются виды, называемые гермафродитами. Гермафродиты — это особи, способные развивать как икру, так и сперматозоиды. Хотя такие особи не могут производить самооплодотворение своих икринок, поскольку их половые продукты (икринки или сперматозоиды) созревают не в одно время, а по очереди. Например, красный пагелл на протяжении жизни способен менять пол: молодые особи пагелла, как правило, самки, по мере взросления рыбы яичники сменяются на семенники.

Такая способность — гермафродитизм, присуща также сельдевым, лососевым, карповым, окуневым видам.

Оплодотворение икринок также происходит разным способом:

  • внутренним;
  • наружным.

Большинство видов рыб размножаются наружным способом оплодотворения, при котором яйца оплодотворяются, находясь в воде. Внутренним способом размножаются, как правило, хрящевые, хотя такой вид увеличения популяции характерен и для костистых (морской окунь, бельдюга) и карпозубообразных (меченосцы, гуппи, гамбузия) видов особей.

В зависимости от развития икринок, все виды рыб условно различают по следующим категориям:

  • живородящим;
  • яйцеживородящим;
  • яйцекладущим.

Яйцекладущий способ развития является наиболее распространенным и представляет собой отложение икринок (яиц) непосредственно в воду. При яйцеживородящем способе, оплодотворенные икринки прикрепляются к заднему отделу яйцевода самки и там продолжают развитие до самого рождения мальков. Одним словом, в момент вымета икринка разрывается и рождаются мальки.

Яйцеживородящий способ размножения применим к большинству хрящевых видов рыб: катрану, белой акуле, лисьей акуле, пилоносу и прочим. Некоторые виды, например, скат-хвостокол, на стенках заднего отдела яйцевода, выполняющего роль матки, имеют специальные выросты, благодаря которым они могут кормить своих детенышей питательной жидкостью.

Живородящий способ заключается в образовании у самки в заднем отделе яйцевода структуры, напоминающей плаценту млекопитающих. Она необходима для того, чтобы мать могла кормить эмбриона питательными веществами. Живорождение присуще некоторым видам глубоководных акул.

Главным преимуществом яйцеживородящего и живородящего способов заключается в достижении наибольшей выживаемости детенышей, благодаря внутриутробному развитию.

По характеру размножения все рыбы разделяются на следующие группы:

  • моноцикличные;
  • полицикличные.

Моноцикличным видам характерно единственное размножение в течение жизни. При однократном икрометании все икринки особи могут погибнуть. Речного угря, тихоокеанскую лосось, речную миногу, байкальскую голомянку и некоторых других рыб называют моноцикличными, благодаря единичной кратности размножения.

Однако, большинство видов размножаются несколько раз на протяжении своего существования, поэтому они относятся к полицикличным особям.

Какое же развитие у рыб: прямое или непрямое?

Непрямое развитие встречается у личинок, которые выйдя из яйца не похожи на взрослую особь. Такие организмы развиваются постепенно, приобретают черты родителей через ряд последовательных стадий, отличающихся способом питания, образом жизни.

После дозревания икры из нее выходит личинка, с неразвитыми плавниками, чешуей, и по внешнему виду не сходна с взрослой особью. Поэтому такие рыбы относятся к организмам с непрямым типом развития (преимущественно костистые рыбы).

Когда рождаются детеныши похожие на взрослые организмы только меньших размеров и не полностью сформированными органами, такое развитие называется прямым. Так, рыбы, которым присуще живорождение (например, акулы) развиваются прямым способом.

Наступление половой зрелости

Возраст полового созревания у всех видов особей также различен. При этом промежуток от самого раннего до самого позднего полового созревания у рыб значителен. Так, мелкие виды особей, такие как гамбузия и другие, могут достичь полового созревания уже через 1 — 2 месяца после рождения. Осетровые, в свою очередь, достигают половой зрелости только в 15 — 30 лет.

Рыбы с коротким жизненным циклом развиваются быстрее, соответственно раньше достигают половой зрелости. У особей с более продолжительным жизненным циклом половое созревание наступает гораздо позже. У атлантической трески, например, половая зрелость наступает в 8 — 9 лет. Морской окунь созревает только ближе к 15 годам.

Но на возраст половой зрелости особи влияет не только жизненный цикл и видовая принадлежность. Большую роль для возраста созревания играют условия обитания рыб и их питание. Чем лучше и обильнее особь питается, тем быстрее она достигает необходимых размеров, а значит, быстрее наступает ее половая зрелость. Самцы большинства видов рыб быстрее самок достигают половой зрелости.

Большое значение на скорость полового развития рыб оказывают климатические особенности их существования. Так, например, лещи, обитающие в Аральских морях, созревают ближе к 3 годам, в Северном Каспии — ближе к 6, а особи, заселяющие Среднюю Волгу, достигают половой зрелости в семилетнем возрасте.

Забота о потомстве

Выметывание икры в больших количествах обусловлено тем, что рыбам не свойственна забота о своем потомстве. Оставленные икринки гибнут от врагов, пересыханий, неблагоприятных условий, только сравнительно небольшая часть может дожить до стадии зрелой особи.

Некоторые рыбы, которые заботятся о потомстве, выбирают места для нереста в расщелинах, сооружают гнезда для защиты, или же носят икринки во рту. Так, самка лососевых хвостовым плавником расчищает место для откладывания икры, делая углубление на песчаном дне, затем забрасывает икринки песком (защищая от хищников и промерзания).

Родители обеспечивают постоянный доступ кислорода для потомства, с помощью плавников аэрируют воду. Чтобы избежать пересыхания икринок, самец поливает их водой изо рта. Проявления заботы у рыб находятся на инстинктивном уровне, когда личинки способны самостоятельно добывать пищу, могут хорошо плавать, родители их оставляют.

Особенности размножения рыб

Оборудование: таблицы «Особенности размножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы», «Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта; книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».

Ребята, послушайте шотландскую народную песню, которая называется «Форель».

Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я,
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье,
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, … .

Скажите, а где еще обитают рыбы? (Моря, озера, океаны, пруды.)
Тема нашего урока «Особенности размножения рыб». Мы поговорим об органах размножения рыб, узнаем, где рыбы предпочитают откладывать икру, как происходит процесс оплодотворения и дальнейшее развитие икринок.
Запишите в тетради тему урока и число.
На доске вы видите термины, которые нам помогут на уроке, и таблицу, где изображено внутреннее строение рыбы. Как называется эта рыба? (Речной окунь.)
Рыбы – раздельнополые животные. А как вы понимаете значение слова «раздельнополые»? (Есть особи мужского пола, есть женского.)
Наверное, все из вас ели сельдь. А можно сказать, какого пола была эта сельдь: мужского или женского? (Если в теле рыбы была икра, то это особь женского пола, а если нет – то мужского.)
Особи женского пола – самки. А как называются особи мужского пола? (Самцы.)
У самцов половые железы называются семенниками. В них образуется жидкость, которую называют молоками. Кто-нибудь знает, почему именно так? (Похожа на молоко, белого цвета.)
Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Сперматозоиды – это мужские половые клетки.
Итак, давайте повторим.

Как называются половые железы самцов? (Семенники.)

Какую жидкость они содержат? (Молоки.)

Как называются мужские половые клетки? (Сперматозоиды.)

У самок тоже есть парные половые железы. Они называются яичниками, в них созревают женские половые клетки – яйцеклетки. Кто-нибудь знает, как по-другому называют яйцеклетки рыб? (Икринки.)
Итак, давайте повторим.

Как называются половые железы самок? (Яичники.)

Какие клетки в них созревают? (Женские половые клетки – яйцеклетки.)

На нижней стороне брюшка у рыбы есть половое отверстие. Через это отверстие самки откладывают икру, а самцы изливают на икру семенную жидкость. Сперматозоиды, которые находятся в жидкости, сливаются с яйцеклетками, и происходит процесс оплодотворения.

Итак: оплодотворение – это процесс слияния сперматозоидов и яйцеклеток.

Как теперь можно назвать яйцеклетку? (Оплодотворенная яйцеклетка, оплодотворенная икринка.)

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и под ее оболочкой формируется зародыш. У зародыша есть желточный мешок. Это запас питательных веществ. За счет желтка зародыш растет и развивается, потом сбрасывает покровы икринки и превращается в личинку. Личинка уже питается самостоятельно и вскоре становится маленькой рыбкой. Как она называется? (Малек.) На кого похож малек? (На взрослую рыбу.)

По мере рассказа на доске учитель составляет схему:

оплодотворенная икринка ––> зародыш ––> личинка ––> малек ––> взрослая особь.

Как можно назвать эту схему? (Схема развития рыбы.)

Запишите заголовок схемы в тетради.
Еще раз внимательно рассмотрите схему. Сейчас я сотру в ней два слова (стираю слова «зародыш» и «малек»). Теперь запишите схему в тетради, постаравшись вставить эти пропущенные слова.
(После выполнения задания один из учеников выходит к доске и восстанавливает пропущенные слова в схеме.)
Итак, мы с вами можем сделать вывод: из каждой икринки может вырасти взрослая рыба! Но большинство икринок, личинок, мальков гибнет гораздо раньше. Ведь у рыб много врагов – хищников. Среди них и человек.
В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. Поэтому именно люди самые опасные враги рыб.
А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Читайте также  Что такое дирофиляриоз у кошек

Ответы учащихся

– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);
– загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;
– загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Наше Правительство заботится об охране природы. Существует Федеральный закон об охране окружающей среды, а в нем есть статьи об охране водных богатств и рыб.

Как вы думаете в какое время можно ловить рыбу, а в какое время лов ограничен? (Лов ограничен во время нереста.) Почему? (Потому что рыба должна отложить икру.)

Сегодня мало не убить животное. Надо сохранять среду, где животное обитает, где оно может производить потомство. Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками.

Так какая же у нас с вами задача? (Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.)

Рыбам посвятили свои произведения многие писатели. Например, Виктор Астафьев написал рассказ «Царь-рыба» (показать книгу). В этом рассказе автор описывает очень большую и очень сильную рыбу. Это русский осетр, который чуть-чуть не утопил рыбака, хотевшего ее поймать.
Другой замечательный писатель, Федор Абрамов, написал северную сказку «Жила-была семужка». Автор описывает историю жизни рыбы – семги. Авторская позиция проявляется уже в названии самого произведения. Он ласково называет рыбу сёмужкой. И имя у рыбки было – Красавка. Вот как описывает автор жизнь этой рыбки: «С утра она ловила букашек и пауков, которых приносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкивала носиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька».

Какие эмоционально окрашенные слова использует автор в этом отрывке?

Семга, о которой идет речь в рассказе Ф.Абрамова, родилась в речке, а потом вместе с другими семгами ушла в море. В море семга проводит большую часть своей жизни. Но когда рыбы взрослеют, у них проявляется инстинкт размножения. Это сложное врожденное чувство, которое заставляет рыб плыть на нерест, плыть, чтобы отложить икру. Семга откладывает икру в реках: входит в них из моря и поднимается вверх против течения. Рыбам приходится очень тяжело, на быстринах течение бывает очень сильным, а путь преграждают различные препятствия. И все-таки рыбы плывут отважно и смело.
«. Бешеное течение, ледяные заторы, какая-то преграда из бревен во всю реку» мешает плыть рыбам. Семга делает «яростный взмах хвостом – и тело ее в брызгах и пене взлетает над водой. »
«Постепенно вода в речке начала падать. Семги одна за другой начали вставать на плесы – места,
где они выросли». А Красавка «еще долго плыла вверх по речке. Порой ее охватывало отчаяние. Речка от порога к порогу становилась все уже и мельче. Ей часто приходилось плыть через кипящие буруны, со всего маху падать на острые камни. ». Но вот наконец и она достигла своей родины!
Так семги приходят на нерест. Откладывают икру в вырытую в мелком галечнике ямку, забрасывают ямку камушками и древесным мусором и, вконец обессилев, поворачивают снова к морю.
«. Израненная, изможденная, с растрепанными, измочаленными плавниками, казалось, она совсем обессилела. В бурных порогах ее вертело, как щепку, било о камни. Но она все плыла и плыла.
. Выгибая хвост, семга начала разворачиваться. На нее было больно смотреть. Тело ее похудело, высохло и стало плоским. На брюхе появились кровоточащие ссадины».
Совсем немногие отнерестившиеся рыбы доплывают до моря.
Рыбы, которые рождаются в реках, потом большую часть жизни живут в море, а для нереста возвращаются обратно в реки, называются проходными.

Кто понял, почему их так называют? (Потому что они проходят путь из рек в море, и из моря в реки.)

(Демонстрация таблицы «Особенности размножения рыб».)

Но большинство рыб и живет, и нерестится только в море или только в пресных водоемах. Пресноводные рыбы – это караси, окуни, судаки, ерши, щуки, сомы… Покажите, пожалуйста, на таблице, каких рыб вы знаете.
А теперь обратимся к географической карте.
Я хочу проследить путь проходных рыб на примере осетровых и лососевых рыб. Я не случайно выбрала именно их. Осетровые рыбы дают черную икру (и мы возьмем рыбку черного цвета); а у лососевых – икра красная (возьмем рыбку красного цвета).
Осетровые живут в Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом океанах, в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это белуга, осетр, севрюга, калуга, стерлядь.
Проследим путь осетровых, например белуги.

Осетровые рыбы

Кто может показать Каспийское море? Какая знаменитая русская река впадает в Каспийское море? (Волга.) Кто покажет ее на карте от устья до истоков?

Белуга из Каспийского моря (учитель берет рыбку черного цвета и ведет по карте вверх) движется против течения в верховья реки Волги. Но сейчас рыбы не доплывают до верховья реки. Почему? (На Волге построено очень много плотин гидроэлектростанций. Они перегораживают рыбам путь.) Хотя в плотинах оставлены проходы, часто рыбы не успевают сообразить, что нужно плыть через них. Им приходится нереститься вдоль реки, прижимаясь к берегу.
Лососевые рыбы, известные своей красной икрой, живут в морях Тихого океана. Это кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сима.

Пресноводные рыбы из отряда лососеобразных

Кто может показать Тихий океан? Кто может показать реку Амур?

Из морей Тихого океана лососи входят в реку Амур и другие дальневосточные реки и плывут против течения (учитель берет рыбку красного цвета и ведет по карте). Дойдя до мест нереста и отложив икру, тихоокеанские лососи погибают, т.е. размножаются они один раз в жизни. А вот европейские благородные лососи, обитающие в морях Атлантического океана – семга, кумжа, – могут нереститься, входя в реки и потом скатываясь обратно в море, несколько раз. Есть среди них и формы, которые постоянно держатся в реках или озерах. Таких некрупных лососей, постоянно живущих в пресной воде, называют форелью.

Ребята, а вы знаете, сколько стоит икра?

Красная (тихоокеанских лососей) – 130 рублей за 100 г. Черная – около 4000 рублей за 100 г, а за границей 2000$ за 1 кг. Самая ценная икра у калуги. А в 1922 г. была поймана белуга длиной 5 м, в ней было 245 кг икры.
Подводя итог урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Биология в лицее

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Половой диморфизм (от греч. di – две, morphe – форма) проявляется во внешних разли чиях особей противоположного пола (на основе этих различий они распознают и выбира ют друг друга). Яркий пример полового диморфизма – исключительно своеобразный вид самцов и самок не которых глубоководных рыб – удильщиков .

У многих видов рыб приспособле нием к выживанию служит огромная плодовитость. Так самка речного окуня откладывает 200–300 тыс. икри нок, самка карпа 400–600 тыс. икри нок, а самка трески до 10 млн. Есть рыбы, откладывающие небольшое ко личество икры. Однако эти рыбы про являют заботу о потомстве. Например, колюшка трёхиглая откладывает все го 60–70 икринок. По-особому проте кает забота о потомстве у морских коньков, морских игл, тилапий . Есть и живородящие виды рыб. При живо рождении число рождённых детёны шей сокращается до десятков и еди ниц. Некоторые акулы и скаты откла дывают яйца с хорошо развитым боль шим зародышем. Эти яйца имеют спе циальные приспособления для закреп ления на растениях.

Миграции. Как мы выяснили, рыбы в процессе жизненного цикла проходят следующие этапы: яйцо, личинка, малёк, нагул, половозрелая особь. У некоторых рыб, например лосося , в жизненном цикле обязательно присутствуют миграции. Первые три этапа (они занимают от 2 до 5 лет жизни) лососи проводят в реках. Затем приходит пора первой миграции, и молодь лосося скатывается по течению рек в море. Здесь, передвигаясь и питаясь на обширном пространстве, лосось быстро развиваются (нагул) и достигает половой зрелости.
Эти личинки угрей, появившись в Саргассовом море, всплывают в верхние слои воды, подхватываются возникающими в западной части Северной Атлантики течениями, и дрейфуют 2,5–3 года к берегам Европы. Во время этой миграции тело угрей претерпевает довольно сложные превращения. Прозрачные трёхлетние мальки угря (стеклянные угри) стаями появляются у берегов Европы. Далее самцы угрей откармливаются в солоноватыхных водах. А самки входят в реки, мигрируют против течения, расселяются по различным водоёмам и живут в пресной воде, по крайней мере, несколько лет. Питаются они мелкой рыбой, икрой, лягушками. При наступлении половой зрелости приходит пора отправляться в родные места.
Забота о потомстве у морских коньков. Примерным отцом среди рыб является морской конёк . Широко распространённые в морях и океанах коньки имеют твёрдое, покрытое пластинками наружного скелета тело. На животе самца расположен карман, который открывается наружу лишь маленьким отверстием.

Живорождение. Некоторые виды рыб не откладывают икру, а рождают детёнышей, развившихся внутри тела матери. В этом случае развитие личинки происходит непосредственно в яйцеводах самки за счёт питательных веществ, имеющихся в икринке. К живородящим видам рыб относятся не только морские гиганты (акулы, скаты), но и совсем маленькие рыбки (аквариумные гуппи, меченосцы ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: